Коллеги, поговорим сегодня о патенте. Не о «старом-добром», с которым многие ИП спокойно жили годами, а о том, что с ним будет с 1 января 2026 года — если законопроект Минфина примут без изменений.
Итак, основная новость: лимит по доходам для патента снижают до 10 млн рублей в год. Было 60 — стало 10. Мягко говоря, разница ощутимая. Причём это не просто «ограничение» — это рубеж, за которым начинается пересчёт, доначисления и головная боль.
☝🏻 ДОПУСТИМ: ИП оформил патент на 2026 год, работает, зарабатывает. А в марте — хлоп — доход перевалил за 10 млн. Что дальше?
Патент считается утраченным задним числом — с 1 января. И все налоги за январь, февраль, март пересчитываются уже по ОСНО или УСН, со всеми вытекающими.
И это только верхушка айсберга. Потому что:
- Если совмещаете ПСН с УСН — доходы суммируются.
- Если патент закончился, и вы вышли за лимит уже после — пересчёта не будет.
- О превышении лимита нужно уведомить налоговую в течение 10 дней. Не успели — штрафы.
А теперь представим, что ИП сам всё это должен заметить, рассчитать и вовремя сообщить в ФНС. Без бухгалтера. Реально? На практике — нет. Особенно если это ИП-розница, логистика, или тот самый селлер на маркетплейсе, у которого 10 млн — это вообще не про крупный бизнес. — Разберём подробнее такие ситуации на семинаре 14 октября в 12:00 мск. Приходите.
Больше того, с 2026 года некоторые виды деятельности вообще исключают из ПСН. Например:
- грузоперевозки,
- розница через магазины,
- охрана и вахтёры.
Если ваш основной ОКВЭД попадает в этот список — придётся переходить на ОСНО или УСН. А это не просто новая декларация, это совсем другой уровень учёта, отчётности и работы с НДС.
💡 Есть и хорошая новость: можно будет перерасчитать стоимость патента, если бизнес сократился.
Например, было два автомобиля — один продали. Подали заявление — ФНС выдаёт новый патент с уменьшенным налогом. Но опять же: без бухгалтера здесь легко пропустить сроки и нюансы.
P.S. Коллеги, кто работает с патентами? У кого клиенты слетают с патента в 2026 году? Что планируете делать?
- 👌🏻 — я работаю, не слетаем
- 🙈 — работаю, слетаем, думаю что делать
- ✌🏼 — не работаю
Дискуссия